- Женщины
- Во времена некоторых догреч. средиземноморских культур, в Египте и крито-минойской культуре, Ж. занимали высокое место в обществе, следы этого сохранились в Карий и Ликии. В архаич. эпоху в Греции Ж., как это видно из гомеровского эпоса (в частности, «Одиссеи»), пользовались относительной самостоятельностью. В классич. эпоху ситуация в этом отношении складывается менее благоприятно, однако можно отметить существ, различия в положении Ж. между отдельными полисами. В Афинах жизнь как молодой девушки, так и замужней женщины протекала почти исключительно дома. Они не имели практически доступа к образованию и обществ, жизни. Только гетеры, обладавшие в большинстве случаев известным уровнем образованности, могли поддержать беседу с мужчинами и определ. образом вызвать их духовный подъем. Общая ситуация вызывала пренебрежительное отношение к браку и презрительные высказывания о Ж. выдающихся поэтов и философов. В правовом отношении положение Ж. также было менее благоприятно, чем положение мужчины, например Ж. не могла распоряжаться своим имуществом. В области религиозной жизни, прежде всего в мистериальных культах, Ж. пользовались определ. равноправием, в частности они могли быть жрицами. В Спарте положение Ж. было значительно свободнее, чем в Афинах. Воспитание девочек было сходно с воспитанием мальчиков, этому способствовало прежде всего внимание к их физич. развитию (занятия спортом). Замужние женщины занимали видное положение в своем доме, выступая в качестве госпожи (kyria), они имели право распоряжаться своим имуществом. В эллинистич. эпоху самостоятельность Ж. заметно возросла. Этому способствовало развитие взглядов некоторых философских направлений, прежде всего Стой, провозглашавших равноправие мужчин и женщин. В это время были созданы и более благоприятные условия для получения Ж. образования. Экономически Ж. также стали во многом более самостоятельными. Они могли приобретать мн. профессии. Так, существовали актрисы, певицы, поэтессы, врачи и спортсменки. Ж. ср. сословия часто работали рядом со своими мужьями, овладев навыками их ремесла. Наемного женского труда не существовало (хотя среди рабов были Ж.). В числе выдающихся гречанок известны поэтесса Сапфо и супруга Перикла Аспасия. В Риме уже во времена Республики Ж. занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, как хозяйки дома (domina) они обладали некоторой самостоятельностью. Участие рим. Ж. в обществ, жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государств, культе: весталки пользовались в рим. обществе большим уважением. Постепенно становилось все более благоприятным и их правовое положение. Во времена Империи права Ж. почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Ж. из высших слоев оказывали заметное влияние на политич. жизнь общества (Октавия, Ливия). Ж. разрешалось вступать в брак по собств. инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Ж. из низших слоев общества при конкубинате с мужчинами из высших слоев могли подняться в своем социальном положении. Во времена Империи обнаружился повышенный интерес Ж., в особенности из высших слоев общества, к литературе, искусству, даже к изучению истории и философии. Положение Ж. снова ухудшилось в позднеантичное время в связи с распространением христианства, хотя именно Ж. способствовали его признанию. В течение раннего христианства Ж. были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее под влиянием иудаизма их участие было ограничено. Ж. не могли быть рукоположены в священники, по всей вероятности, их влияние на общину ограничивалось благотворительностью: они могли стать только диаконисами. Известную независимость от опеки мужчин принесло Ж. отшельничество: они могли становиться монахинями и даже аббатисами. Однако замужние Ж. могли посвятить себя лишь домашнему хозяйству. В сравнении с рим. временем свобода их обществ, занятий оказалась сильно урезанной, хотя их правовое положение до юстиниановского времени едва ли изменилось. Постепенно под влиянием Востока распространилось воззрение о неполноценности Ж. Это нашло свое выражение в законодательстве (например, в законе о разводе), а также в обществ, мнении. Браки вновь стали заключаться только с согласия родителей невесты. В области политики себя проявили лишь немногие Ж., например Пульхерия, сестра императора Феодосия II, его жена Евдоксия и в особенности супруга императора Юстиниана I Феодора. Хотя в целом уровень женского образования, если не принимать во внимание некоторых Ж. из высших слоев, был крайне невысоким, однако история знает примеры жизни высокообразованных Ж., таких, как философ Ипатия и уже упоминавшаяся Евдоксия.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.